1. Общие вопросы
Что такое сноубординг? Это достаточно новый вид спорта, который можно сравнить со скейтбордингом или немного с виндсерфингом, но только на снегу. В настоящее время это самый модный и быстро прогрессирующий зимний вид спорта. От езды на монолыже сноуборд отличает стойка, райдер стоит на доске боком, как на скейтборде. Ноги прикреплены к доске креплениями, которые не раскрываются, в отличие от горнолыжных. Катаются как по обычным трассам, так и по пересеченной местности, а также в специально оборудованных местах (Halfpipe и сноубордпарках). Большим преимуществом сноубординга является простота в обучении. Вам не потребуется бесконечно отрабатывать однообразные упражнения и приемы. Все что Вам необходимо это встать на доску! Для того чтобы стать более-менее приличным райдером у Вас не уйдет более одного сезона (сравните это с горными лыжами…)! Вы спросите, опасно ли заниматься сноубордингом? Сложно ответить на данный вопрос… По большому счету жизнь вообще опасная штука (согласно одному из определений: жизнь – это смертельная болезнь, передающаяся половым путем…). Совершенно и притом однозначно доказано: управлять сноубордом проще, чем управлять автомобилем, а риск значительно ниже. Все зависит от того, как и где Вы катаетесь. В любом спорте существует вероятность возникновения опасных ситуаций, однако чаще всего это происходит вследствие человеческой ошибки, а не из-за дефектов снаряжения, погодных условий и т.п. Да, вы можете убить себя, занимаясь сноубордингом… К тому же, вы можете убить еше кого-нибудь, что, наверное ещё более страшно… Самое главное Вам необходимо следить за собой, своим состоянием, за своим снаряжением, за трассой, за происходящим вокруг. Обязательно следует помнить, что знаки на трассах ставят не просто так и ставят их совсем не дураки… Будьте внимательны, осторожны (в разумных пределах конечно) и корректны по отношению к окружающим! Тогда все будет нормально.
Что нужно для занятий сноубордингом? Во-первых, Вам необходим сам сноуборд. Во-вторых, Вам нужны крепления. В-третьих, Вам необходимо под крепления подобрать ботинки. В-четвертых, Вам надо приобрести специальную одежду. В-пятых, Вам надо найти место для катания. И, наконец, а может и, во-первых, ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ГОЛОВЫ НА ПЛЕЧАХ!
2. Как выбрать сноуборд
Чтобы выбрать снаряжение Вам необходимо определиться с выбором сноуборда, а для этого Вам надо решить: где Вы будете кататься? На данный вопрос Вам помогут ответить разделы Типы досок и Стили катания, а также рекомендации приведенные ниже: * Для начала вспомните о том, где Вы живете зимой. Если это Московский регион, то вероятнее всего Вам не стоит покупать сноуборд для катания по целине. * Чем больше трюков Вы собираетесь делать, тем более короткая доска Вам нужна. Если с трудом добираясь до трамплина, Вы тем не менее отлично себя чувствуете в полете после него, то сноуборд для freestyle или универсальная доска freestyle/freeride - это для Вас. * Если Вы собираетесь большую часть времени проводить в горах, то лучше подумать о более длинном сноуборде, известном, как сноуборд для freeride или crosscountry.
Ваш вес На выбор сноуборда большое значение может оказать Ваш вес (вес райдера, как правило, является определяющим при выборе длины (роста) доски). Очень часто рекомендуемый вес райдера указывается при описании важнейших параметров сноуборда (snowboard specification). В качестве некоторого, весьма приблизительного руководства можно использовать следующую таблицу: Вес райдера
Стиль катания 40-50 кг 50-60 кг 60-75 кг 75 кг и более Freeride 135-145 cm 145-155 cm 155-165 cm 165 cm и более Freestyle 130-140 cm 140-150 cm 150-160 cm 160 cm и более В любом случае, если Ваш вес более 100 кг, выбирайте доску длиной не менее 160 см.
Ваш уровень катания От Вашего уровня катания зависит выбор жесткости сноуборда. Основное правило заключается в том, что, чем лучше Вы катаетесь, тем более жесткая доска Вам подойдет. Это не значит, что катаясь хорошо, Вы должны иметь самый жесткий сноуборд. Но, если Вы еще не очень уверены в себе, то лучше хорошо подумать, приобретая жесткую доску. Обычно для новичков подходят мягкие и средние доски. О градации сноубордов по гибкости смотрите ниже. Жесткие доски хорошо держат на жестком снегу. Именно поэтому все сноуборды для racing и carving - жесткие. В то же время, хорошая доска для Halfpipe тоже жесткая, впрочем как и хороший сноуборд для boardercross. С другой стороны, мягкая доска удобна для небольших прыжков и трюков, и, что наверное самое важное, для катания по целине. Мягкий сноуборд - это бездна удовольствия, т.к. на нем легко учится и делать трюки, им проще управлять и неизмеримо проще кататься по глубокому снегу. Недостатками мягких сноубордов является невозможность делать "резанные" повороты на жестком снегу. Общей рекомендацией в данном случае может быть следующее: если Вы не заядлый пайпист и не собираетесь участвовать в соревнованиях, берите сноуборд помягче.
Градация сноубордов по гибкости Сноуборды по гибкости различают как: Легкогнущиеся доски (Easyflex). Такие доски характеризует тонкий слой дерева под ботинком, и постоянно уменьшающийся слой от талии к носу и пятке. Такой сноуборд гнется без усилий и идеален для начинающих и катающихся не очень агрессивно. Вы легко сможете согнуть такую доску, а также заставить ее при использовании поворачивать без особого давления или большой скорости. Средней гибкости (Midflex/Midflex Carbon). Слой дерева под ботинком становится толще, но по прежнему уменьшается от талии к носу и пятке сноуборда. Это простая всепрощающая доска, позволяющая развивать большие скорости при стабильных усилиях и открытых поворотах. Добавление слоя из трехосного карбонового волокна делает "доски" Midflex пригодными для freestyle. Совершенная или абсолютная гибкость (Fullflex/Fullflex Carbon). Просто толстый слой дерева под ногами и менее толстый собственно на талии. Даже при большом давлении "зона ноги" держится уверенно и спокойно, и при этом талия изгибается, так как на талии толщина деревянного слоя меньше. Зоны носа и пятки сделаны более мягкими для мягкого приземления и облегчения выполнения трюков. Фактически Fullflex - объединение преимуществ мягкой и жесткой досок. Fullflex- лучшая гибкость для freeride.
Как узнать жесткий или мягкий сноуборд Возьмите два сноуборда: один - под жесткие крепления, другой - под мягкие. Возьмите первый сноуборд так, что бы он одним концом лежал на полу, а другим - на Вашей руке под углом примерно в 45 градусов по отношению к полу. Свободной рукой сильно нажмите и отпустите сноуборд в районе его талии, так что бы он прогнулся. Сделайте это с обоими сноубордами и Вы поймете, что сноуборд для катания с жесткими креплениями значительно жестче.
Ширина сноуборда Ширина сноуборда - это очень важная характеристика. На слишком узкой доске Ваши ноги могут не уместиться и будут чиркать по снегу, мешая движению. С другой стороны, слишком широкой доской Вы не сможете управлять (это проблема наиболее актуальна для большинства женщин и детей), так как ее трудно будет переложить с канта на кант и заставить сделать поворот. Необходимо убедиться, что Ваши ноги в ботинках поставленные на сноуборд, торчат с обеих сторон не менее, чем на 1 см. Убедитесь, также, что они выходят за его пределы не более, чем на 1,5 см. Разброс в 0,3 см вполне возможен. Имейте в виду, что узкую доску легче переложить с канта на кант и направить в поворот, поэтому они чаще используются для racing и carving катания и катания в Halfpipe и сноубордпарках. Более широкие сноуборды используются для freeride, катания по целине и имеют большую поверхность для удачных приземлений. Как отмечают опытные райдеры - слишком широкий сноуборд, это не то же самое, что широкие штаны. Он будет полезен только в случае, если размер Ваших ног очень велик. Кроме того, Вы всегда можете решить проблему чирканья ногами снега простым
Боковой радиус (sidecut radius). Боковой вырез современных досок практически всегда не круговой, а более сложной параболической формы. Как правило боковым вырезом называют комбинацию трех размеров, а именно нос-талия-пятка. Под боковым радиусом понимается радиус круга, которому соответствует изгиб грани. Он влияет на радиус поворота сноуборда. Чем более глубокий вырез, т.е. абсолютная величина бокового радиуса маленькая, тем короче и точнее могут быть повороты. Это необходимо в Halfpipe На меньшем радиусе (до 9 m) тяжелее поворачивать, чем на большем (свыше 9m).. Однако, чем глубже вырез, тем уже талия. Необходимо убедиться, что Ваши ноги умещаются на таком сноуборде. Эта характеристика действительно важна для райдеров, катающихся на трассе или в Halfpipe. Для тех же, кто просто катается для своего удовольствия это не столь существенно.
Twin Tip или Directional Directional - это сноубод, у которого нос больше, чем пятка. Twin Tip - нос и пятка имеют одинаковые пропорции. В середине 90-х в Европе стало крайне модным прыгать на сноуборде. Все хотели иметь возможность кататься задом наперед. Производители сноубордов бросились укорачивать носы у своих досок. Так появился Twin Tip. Однако вскоре райдеры настолько выросли, что стали кататься на своих досках для freestyle и в горах. Они быстро обнаружили, что большую часть времени они ездят все-таки обычным способом, а не задом наперед. Для этого вновь потребовались сноуборды с удлиненным носом, т.е. Directional. Существует также компромиссный вариант доски формы Twin Tip – directional , которые имеют абсолютно симметричную форму как у Twin Tip и при этом разные по жесткости нос и пятку как у directional Выбор в данном случае типа доски несложен, если Вы не собираетесь кататься большую часть времени задом на перед, то лучше взять сноуборд типа Directional.
Вместо заключения… Самое главное при выборе сноуборда состоит в том, что Вам необходимо ориентироваться при его выборе не модным цветом для данного сезона (например: хочу голубой борд под голубой костюм, да и вообще, у меня глаза голубые… и т.п.); не по стандартному подходу “А что прочнее?” (т.е. сделайте мне так, чтобы на всю жизнь хватило…); не по советам манагеров торгового зала (даже очень цивильных магазинов), которые смотрят на Вас скучающим и безразличным “горнолыжным” взглядом и которые очень часто считают Вас больными… - главным ориентиром в мире сноубординга должны быть для Вас примеры конкретных райдеров, использующих продукцию конкретных производителей. Сноуборд конечно не предмет первой необходимости, но вещь крайне важная и выбирать его нужно со всей ответственностью! Сноуборды ведущих производителей по большому счету мало чем отличаются по качеству. Для непрофессионального райдера все небольшие характерные отличия не имеют большого значения. Важно четко себе представлять, что всё экстра класса стоит не дешево, но поверьте, это не зря потраченные деньги. Совершенно не приемлимо рассуждать так: “Куплю себе на первый год что попроще (т.е. читай – подешевле), буду учиться…”. Такой подход совершенно не достоин уважающих себя людей! Поверьте, даже если Вы “чайник” и только начинаете, то Вам просто необходимо знать, что специфика сноубординга заключается как раз в том, что на обучение основам этого вида спорта у Вас уйдет менее одного сезона. Вы научитесь кататься гораздо быстрее, чем думаете, и низкосортное дешевое оборудование будет тормозить Ваш прогресс.
Как выбрать ботинки? О ботинках Очень часто многие райдеры “со стажем” утверждают, что основная часть сноубордического комплекта – ботинки и крепления. Данное утверждение опирается на то, что невозможно почувствовать прелесть и преимущества дорогой доски и не добьетесь полноценной её работы, если стопа Вашей ноги болтается внутри ботинка, а пятка стремится вылезти наружу. Вы не сможете вести уверенно дугу в повороте на хорошей скорости, если ремни на креплении тянутся, как резинка от трусов, даже когда нога затянута им до упора… Оставим дискуссию о спорности данных утверждений… В то же время никто не сможет оспорить, что удачный выбор ботинок и креплений крайне важен. Начнем с выбора ботинок. Как мы уже говорили выбор ботинок для катания на сноуборде очень важен. Как и в обычной жизни удобная обувь это важная часть общего самочувствия, а применимо к сноубордингу и успехов каждого райдера. Хорошие ботинки – это не только комфорт и контроль при законтовке доски, но и гарантии защиты Вашего голеностопа, повреждение которого выведет Вас из строя как минимум на несколько недель. Необходимо знать, что жесткие ботинки противопоказаны тем, кто ценит комфорт, мягкость, стремится к прыжкам и всевозможным трюкам. Жесткий ботинок предназначен для сильной фиксации ноги, что особенно важно при высоких скоростях и на жестких трассах. Для целины, особенно экстремальной целины, жесткие ботинки Вам тоже могут подойти и, возможно, спасут Ваши ноги в ответственный момент. Есть прогулочные модификации, когда в передней и боковой частях на уровне лодыжки в ботинке делаются мягкие вставки. Одно из составляющих ботинка – это “внутренник” или сапожок. С его помощью Ваша нога должна чувствовать комфорт, когда Вы полностью затягиваете её в креплении. От него также зависит, вылезет ли Ваша нога (особенно пятка) из ботинка или нет. При этом подошва должна быть обязательно довольно тонкой для большего контроля канта, а голенище не должно натирать подъем или пятку. Многие, исходя из личного, “обиходного” опыта, стараются найти кожаные ботинки для сноубординга, что является серьезной ошибкой. Да, безусловно, кожа – это прочный и долговечный материал, но для сноубордических ботинок это не основной критерий. Кожанные ботинки со временем деформируются и становятся похожими на солдатские сапоги не первого года носки. Такие ботинки впитывают воду и под конец катания могут весить в полтора-два раза больше, чем в начале. Оптимально решение в пользу ботинок изготовленных из современных синтетических материалов – их главное преимущество отсутствие всех проблем присущих коже, хотя часто они не столь долговечны. При выборе ботинок также как и при выборе сноуборда при первичном определении его качества является цена – хорошие, высококлассные ботинки не могут стоить дешево. Главное правило при выборе ботинок: НИКОГДА не пытайтесь использовать ГОРНОЛЫЖНЫЕ ботинки. При падениях (особенно вперед), или даже просто на крутых виражах, при прыжках и приземлениях Ваши ноги не скажут Вам спасибо, а могут сказать и до свидания. Необходимо покупать именно СНОУБОРДИЧЕСКИЕ ботинки и тогда Ваши ноги будут довольны.
Ботинки имеющие сапожок с термоподгонкой В некоторых моделях ботинок используется внутренний сапожок с термоподгонкой. Они разогреваются, как правило, в духовке (сугубо российский менталитет) и при остывании принимают точную форму Вашей ноги. Нагревать такие ботинки следует при температуре примерно 90°C около 7-10 минут. Точные данные по характеристикам таких ботинок должны быть указаны в паспорте и инструкции на ботинки. При использовании ботинок недопустимо допускать их перегрева - на ощупь сапожок должен быть горячим и мягким, но не более того. Аккуратно вставьте сапожок в ботинок, убедитесь, что ничего не замялось. Оденьте носки, в которых вы обычно катаетесь и засуньте ногу в ботинок. Подвигайтесь, по возможности повторяя движения, которые вы делаете, катаясь. Поделайте глубокие выпады и приседания, чтобы избавиться от возможных проблем. Постойте в своей обычной стойке примерно 2 минуты и еще около трех минут спокойно походите, пока сапожок не остынет у вас на ноге. Вы можете повторять этот процесс столько раз, сколько необходимо для того, чтобы сапожок сидел идеально по ноге.
Как выбрать крепления? О креплениях В отличие от горнолыжных, крепления для сноуборда НЕ ОТКРЫВАЮТСЯ при падении. Важно учитывать, что крепления для сноуборда должны прежде всего соответствовать ботинкам. Вообще, лучше, чтобы и ботинки, и крепления были одной торговой марки, одного размера и произведены в одно время (а не с разрывом в несколько лет, мало ли, вдруг Вы решили собрать бэушный комплект одной фирмы, но разных лет!). Конечно бэу это здорово, а главное безусловно дешевле…, но подумайте почему обычные вещи не принято покупать даже в очень приличном состоянии, но не новые… Не стоит экономить на своем здоровье. При покупке современных новых ботинок и соответствующих им креплений Вам гарантировано безупречное соответствие ботинок и креплений, отсутствие неудобств вроде протирания ботинка крепежом, или наоборот болтания ботинок в креплении и т.п. Кроме мягких и жестких креплений различного вида существуют еще полужесткие, с фиксацией ноги выше лодыжки, еще их называют креплениями с корпусом. Обычно этот корпус складывается, иначе Ваша доска будет занимать при перевозке чересчур много места. Именно такие крепления лучше всего подойдут, если вы решили сэкономить на ботинках. Даже в мягких обычных сапогах в таких креплениях Вы будете более или менее спокойны за свои ноги и не останетесь инвалидом после первого же неудачного падения. В последние годы популярны крепления для ленивых и нетерпеливых - step in (наступи в, англ.) На них действительно надо только наступить специальным ботинком, и они зашелкнутся сами. Удобны они тем, что представляют собой одну только пластину, не торчащую над доской, без всяких ремешков и клипс. Со стороны кажется, что человек просто встал в ботинках на доску и поехал. Отстегиваются они так же легко, одним движением руки. Но не всегда эти крепления надежны, особенно если Ваш стиль катания предусматривает большую нагрузку на них. Каков бы ни был Ваш выбор, будьте готовы к тому, что любые крепления, жесткие и мягкие, старые и новые, будут ломаться. И чем агрессивнее Вы катаетесь, чем больше падаете, тем меньший срок им отпущен. Это неизбежно, и не стоит делать из этого трагедию. В каких-то случаях Вы сможете их починить сами, в каких-то придется обратиться к мастерам токарно-слесарного дела, а если и это не поможет - просто собраться с духом и купить новые, опять же подходящие к ВАШИМ ботинкам. Ломаться, впрочем, могут (и успешно это делают) и доски. К счастью, с ними это случается реже, чем с креплениями. Не нужно объяснять, что доску в отличие от креплений уже не починишь, если она сломалась пополам. От всей души желаем Вам избежать таких случаев, потому что, как правило, для любого райдера это сильный стресс.
Step-In или традиционные крепления В настоящее время на рынке в основном преобладают традиционные крепления, в силу их универсальности и сравнительной молодости Step-In-систем. Однако, все больше райдеров выбирают крепления Step-In, в силу их очевидных преимуществ перед традиционными креплениями. К преимуществам Step-In обычно относят: не нужно больше отсиживать задницу на холодном снегу и возиться с заевшими баклями; щелк-щелк - и вы уже готовы хлебнуть адреналина; так же легко они открываются… Недостаток креплений Step-In - это их большая стоимость по сравнению с традиционными креплениями и необходимость использования специального ботинка, а это тоже лишние расходы. Таким образом, если Ваш бюджет ограничен или у Вас уже есть классические ботинки - выбирайте классические крепления, это проверено временем и значительно дешевле. Если же Вы готовы пожертвовать некоторую (к слову, не слишком большую, в глобальном масштабе цен…) сумму в обмен на комфорт и новые технологии, если Вам не улыбается просиживание штанов и возня с ремешками и баклями - тогда не раздумывайте и покупайте крепления Step-In.
Правильная установка креплений
Если Вы никогда этим не занимались, или вообще новичок в сноубординге, оставьте эту работу для специалистов. Часто крепления устанавливают при покупке прямо в магазине. Если, по каким-либо причинам, Вы всётаки решили заняться этим самостоятельно, то читайте дальше… Обычно у сноубордов используются специальные крепежные вставки (закладные), на которые ставится большинство выпускаемых креплений. Также имеет значение расположение закладных: чаще используется квадратное расположение (4 винта), хотя некоторые производители (например, Burton) используют треугольное расположение (3 винта). Таким образом, при покупке креплений нужно убедиться, что крепежный диск подходит и к расположению закладных и к их резьбе. Далее нужно определить стойку, под которую будут устанавливаться крепления. Как правило это объясняется в руководстве, которое идет вместе с креплениями. Если нет, смотрите дальше. СТОЙКА. Есть две стойки: GOOFY (гуфи) - катание правой ногой вперед и REGULAR (регуляр) - катание левой ногой вперед. Иначе - по аналогии с легкой атлетикой, какая нога у вас основная, а какая толчковая. Это можно просто определить, на основании того, какая нога у вас впереди, когда вы скользите по ледяной дорожке. Еще бывают скейтбордическая и серфовая стойки. ШИРИНА. Ширина стойки. Иначе - расстояние между осями креплений. Как правило считается предпочтительнее устанавливать крепления на центральные вставки. Есть другой способ - измерить расстояние от колена до пола - это и будет примерная ширина Вашей стойки. УГОЛ. Угол разворота осей креплений относительно сноуборда. Измеряется от 0° (перпендикулярно, поперек сноуборда) до 90°(вдоль оси сноуборда, носок ботинка направлен срого в направлении носа сноуборда). Следует стремиться максимольно приблизить углы поворота креплений к 0° (насколько это возможно, но так, чтобы носок и пятка ботинка не цепляли снег). Если Вы сомневаетесь, какой угол использовать, начните с 18° для передней ноги и 9° для задней ноги. Окончательную подгонку осуществляйте подстройкой креплений.
Использование лиш (leash). Лиш – это ремешок, которым сноуборд привязывается к Вашей ноге. Делается это для того, чтобы сноуборд не уехал и не убил кого-нибудь внизу (а разгоняется он, как правило, очень сильно). Производители практически всех креплений прилагают лиш к креплениям. Не забывайте привязать его к переднему креплению. Когда Вы катаетесь, он должен быть привязан к Вашему ботинку или ноге. Также лиш используется для транспортировки сноуборда во время пешего подъема, что тоже очень удобно. Как выбрать одежду
Помимо основного оборудования для сноубординга немаловажно обратить внимание на униформу. Многие могут возразить, что девиз “Главное чтобы костюмчик сидел!” - это для позеров и не имеет ничего общего с демократичностью сноубординга. С этим нельзя согласиться. Конечно, если Вам все равно, что Вы выложили круглую сумму за доску, ботинки и крепления, и Вы считаете, что сами по себе Вы уже круты, то это безусловно ошибка. Сноубординг не был бы сноубордингом в том виде, в каком мы его знаем, если бы не предусматривал возможности выделиться из толпы окружающих… Помимо основной амуниции Вам необходим классный прикид. Причем хороший прикид – это не только эстетика и крутизна, но и совершенно определенная функциональность. Сноубордическая одежда, как любая другая, подвержена моде, что наверное совсем не плохо. В то же время должны быть соблюдены некоторые технические моменты. Главной деталью одежды райдера являются штаны. Большую часть времени, проведенного на горе, Вы сидите на “пятой точке”, это не зависит от Вашего уровня мастерства, это объективная реальность. С точки зрения комфорта и здоровья такое положение очень даже не является полезным. Хорошие штаны могут спасти ситуацию. На них не стоит экономить – это выйдет Вам же дороже. К выбору штанов надо подходить, учитывая несколько требований: * Наличие усиления из более прочной ткани на месте, на котором Вы сидите, что спасет Ваши штаны от деформации и промокания, а Вас от различных болезней. * Вентbлzционные молнии по швам снаружи и внутри окажутся полезными в горах, где происходит быстрая смена погоды от невыносимого ветра к горячему солнцу или в транспорте по пути к горе. * Ткань, из которой сделаны Ваши штаны, должна быть с хорошей мембраной, которая защитит от проникновения воды и, одновременно, будет “дышать”. Все перечисленные выше особенности униформы не подвергаются моде и играют решающую роль при выборе костюма.
|